Биография П. Хессе. История и судьба картины
Петер Гесс (Hess) Гесс - баварский придворный художник, член
Академий художеств в Мюнхене, Берлине, Вене и С.-Петербурге.
Старший сын баварского придворного гравера по меди, от
которого получил первые уроки гравирования. В 1806 году
поступил в Мюнхенскую академию художеств, первоначально
занимался пейзажем, под влиянием А. Адама в 1813-1815 гг.
участвовал в походах против французов (находился при штабе
фельдмаршала К. Вреде), запечатлел много военных сцен.
Итогом похода стало большое полотно «Сражение при Бар-сюр-Об»
(1817). Позднее создал ряд жанровых сцен из военной жизни
эпохи 1812-1814 гг.: «Стычка французских драгун и
австрийских гусар», «Донские казаки с пленными французскими
крестьянами», «Переход киргизов и казаков через Рейн» (все
1819 г.), «Грабящие казаки», «Оборона моста у Ганау
генералом К. Паппенхаймом» (обе 1820 г.), «Бивуак
австрийских войск» (1823 г.), «Нападение австрийских улан на
французский фургон» (1829 г.) и др.
В 1939 году по приглашению императора Николая I посетил
Россию, получил заказ написать для Зимнего дворца цикл
картин о важнейших сражениях 1812 года. Вместе со знатоком
униформы генералом Л.И. Килем совершил поездку по местам
сражений 1812 года, сделал множество зарисовок (хранятся в
Мюнхене). Был свидетелем юбилейных торжеств 1839 г. на
Бородинском поле.
В 1840-1857 гг. создал 12 полотен, из которых сохранились
10: «Сражение при Валутиной горе», «Сражение при Бородино»,
«Бой под Малоярославцем», «Переправа через реку Березину» и
др. Помимо этого заказа Гесс исполнил большие полотна
«Сражение под Лейпцигом» (1854), «Сражение под Аустерлицем»
(1860). Его огромные, яркие, скурпулезно точные в мельчайших
деталях полотна высоко оценивались современниками, но
подверглись критике со стороны позднейших искусствоведов.
На этой картине мы видим разгар сражения за Вязьму, а точнее
Перновского полка 11 пехотной дивизии. Время действия -
приблизительно 6 часов вечера, до конца сражения остается
один час.
В правом углу на переднем плане полотна мы видим в
беспорядке отступающих солдат и перевернутые телеги, фуры,
нагруженные разным добром. Французский гусар на лошади
указывает рукой направление пути отступления, т.е. на
Смоленский мост.
На развалинах здания кипит рукопашный бой. Французский
офицер заслонился рукой от русского штыка. Правого плеча его
не видно, но на левом плече у него эполет с бахромой.
Эполеты с бахромой только на левом плече носили младшие
офицеры.
Потери несут обе противоборствующие группы, падают убитые и
раненые.
В центре картины ведут бой нижние чипы 1-го егерского полка
11 пехотной дивизии генерала Чоглокова. На это указывает
помер 1 на патронной суме, киверные белые репейки с
темно-зеленой серединой, зеленые погоны. Цифра 11 на погонах
- это номер дивизии. Но погоны па шинелях во всех воинских
частях русской армии в то время были без изображений.
Шифровка имелась только на мундирных погонах.
На переднем плане в левом углу бой ведут партизаны. Один из
них, в красной рубахе расправляется с неприятелем, другой, в
армяке и с топором в руке, устремился вперед. На пего с
мольбой смотрит раненый француз, на плечо его накинут
светлый плащ, а красные шевроны в виде угольников па левом
рукаве его мундира свидетельствуют о длительной службе (не
менее 15 лет).
Рядом с партизанами идут в атаку солдаты гренадерского
взвода, о чем говорят красные репейки на киверах. Свернутые
шипели, подобно солдатским скаткам, надеты поверх сюртуков.
Во время войны иногда прибегали к такому нарушению формы
одежды, стремясь таким образом хоть как-то защититься от
ранений.
С развернутыми знаменами и барабанами, сомкнутыми колоннами
на площадь входят все новые части. Они еще не вступили в бой
и видны блестящие штыки поднятых ружей, которые на плечах
несут пехотинцы.
На великолепном белом коне, засунув правую руку за мундир,
за боем наблюдает генерал Милорадович. Рядом, осаживая
своего рыжего скакуна, с саблей наголо, отдает распоряжения
обер-офицеру, но всей видимости, генерал-майор Чоглоков.
Перед ним без головного убора, в расстегнутом мундире стоит
пленный французский офицер. Возможно, он ранен и еле стоит
на ногах, поддерживаемый солдатами.
На заднем плане, возле горящего дома, идет ожесточенный бой,
французы дорого продавали каждый шаг своего отступления.
Вся площадь окутана дымом от стрельбы и от полыхающих
зданий. Вдалеке видны Ямская и Входоиерусалимская церкви.
Часть французской армии уже успела переправиться через реку
и плотной массой заполнила Смоленскую улицу. Остальная часть
устремилась к пока еще не подожженному Смоленскому мосту,
пытаясь как можно быстрее покинуть город.
Изображая усталые лица солдат, неописуемый беспорядок и
панику «Великой армии», Гесс очень точно смог передать
смятение духа неприятеля и то моральное воздействие, которое
оказало на него Вяземское сражение. Глядя на эту картину,
можно твердо говорить о том, что армия Наполеона терпит
полное поражение.
Копия картины П. Хессе, написанная по приказу Николая I
в дар Вязьме, история написания и судьба картины.
Копия с картины была сделана в Императорской Академии
художеств художником Александром Васильевым. Как указывается
в выписке из журнала правления Академии от 16 ноября 1843 г.
«определить художнику Васильеву выдавать с 1 декабря 1843 г.
сумму в размере 28 руб. 57 коп. в месяц». Плату за свою
работу он получал до 1 января 1848 г.
Для создания копии в 1839 г. в баталистский класс при
Академии художеств были направлены два обмундирования 1813
г. лейб-гвардии конной артиллерии для снятия с них трех
рисунков.
В декабре 1842 г. предписывалось немедленно вернуть мундиры
в комиссариатский Департамент Военного министерства, но до
конца января 1843г. они были оставлены в шкафах класса «для
руководства изображения сражений тех годов».
К началу 1848 г. копия была изготовлена. Министр
императорского двора князь Волконский отдал распоряжение о
том, чтобы 6 февраля 1848 г. картина Гесса была возвращена
начальнику 2-го отделения Эрмитажа действительному статскому
советнику Францу Ивановичу Лабенскому. 10 февраля хранителем
музея Ухтомским оригинал и копия были доставлены в Зимний
Дворец для предъявления императору в среду 11 февраля.
В записке от 1 апреля 1848 г. князь Волконский доносил:
«государь император всемилостивейше изволил написанную
художником Васильевым копию с картины Гесса «Сражение при
Вязьме» пожаловать в дар симу городу». Работа над картиной
обошлась казне в 1400 руб. серебром. Картина бесследно
исчезла после революции.
Подлинная картина П.Гесса хранится сейчас в Петербурге, в
фондах Эрмитажа. Но в одном из залов Вяземского
историко-краеведческого музея находится небольшая картина
(94 на 138 см), изображающая сражение 22 октября 1812 года.
Её написал вяземский художник Владимиром Степановичем
Диомидов в 1962 году накануне 150 –летнего юбилея
Отечественной войны.
Впервые копия картины П.Гесса, выполненная Владимиром
Диомидовым «Сражение при Вязьме 22 октября 1812 года», была
представлена на открытой 9 сентября 1962 года в малом зале
Дворца культуре выставке «Недаром помнит вся Россия». Наряду
с фотовитринами, посвященными экскурсиям по историческим
местам, на этой выставке можно было увидеть экспонаты:
модель русской пушки «Единорог» образца 1805 года, ядра,
картечь и другое вооружение русской армии; образцы
французского оружия: сабли, полусабли и другие. Внимание
посетителей на выставке привлекал большой портрет
М.И.Кутузова и копия картины П.Гесса, выполненная Владимиром
Диомидовым «Сражение при Вязьме 22 октября 1812 года».
Появление этой копии, которая украшает сегодня один из залов
Вяземского музея, имеет свою историю. Наша землячка,
действительный член Ленинградского географического общества,
Татьяна Кудрявцева посетила музей школы № 8
(железнодорожной) и подарила из личного архива цветную
литографию с картины Гесса с описанием к ней, чтобы помочь
восстановлению картины в красках. Учитель-краевед Степан
Ильич Борисов, зная ценность утраченной картины, обратился к
самодеятельному художнику железнодорожного депо Владимиру
Диомидову с просьбой написать картину. И она была выставлена
в юбилейные дни, приятно поразив горожан, открывших для себя
героическую страницу в истории Вязьмы.
Когда в декабре 1962 года в малом зале Дворца культуры была
организована выставка агитбригадой Союза художников России
«1812 год в произведениях искусства», вязьмичи с большим
интересом познакомились с ней. На выставке экспонировались и
12 репродукций с картин художника-баталиста П.Гесса, на
которых запечатлены все важнейшие сражения русских с
французами, в том числе и битва при Вязьме. Посетители
выставки получили уникальную возможность увидеть изображение
Вяземского сражения, всю остроту которого они переживали,
ранее познакомившись с картиной Владимира Диомидова.
Сегодня в
Вяземском музее мы можем увидеть созданную полвека
назад картину нашего земляка, которая и сама документ эпохи,
свидетельство вечной памяти двенадцатого года.